«Sword Art Online: Progressive – Ария беззвездной ночи» — Айнкрад, да не тот?

Полтора месяца назад культовому аниме Sword Art Online исполнилось десять лет. В тот же день, спустя восемь месяцев после премьеры в японских кинотеатрах, на Blu-ray выпустили фильм «Sword Art Online: Progressive – Ария беззвездной ночи». Если кто не в курсе, Progressive — побочная серия ранобэ за авторством Кавахары Реки и abec, в которой расписывается прохождение каждого этажа Айнкрада, начиная с первого. Уже издано восемь томов, которые охватывают события, развернувшиеся на семи этажах. На русском языке пока опубликованы четыре книги.

«Айнкрад» — лучшая арка SAO, но при этом и крайне скоротечная, ведь написана была под конкурс. Несмотря на определенные плюсы, очевидно, что об том сожалеют и поклонники, и сам писатель, который неоднократно возвращал читателей в парящую крепость в рамках основного повествования и побочных историй. Последние в конечном итоге и легли в основу Progressive. Ну а работающая над аниме на базе A-1 Pictures команда воспользовалась затишьем и взялась за экранизацию, даром что «Арию беззвездной ночи» напечатали еще в 2012 году. Однако ажиотаж после анонса картины оказался преждевременным.

Начнем с формата. Поклонники рассчитывали на сериал для обстоятельной адаптации, хотя если прикинуть хронометраж, то события вполне умещаются в полный метр. К тому же в фильме с прицелом на кинотеатры графика будет немного посочнее. Впрочем, сборы у SAO на больших экранах скромные, а «Ария беззвездной ночи» собрала почти вдвое меньше бывшего филлера Ordinal Scale. По миру, еще и без проката в Китае, результат и того хуже — жалкие $14 миллионов, которые при этом наверняка несколько раз покрыли все расходы. Так что в фильме как таковом ничего плохого нет.

Беда же приключилась с повествованием. Sword Art Online — история Кирито, даже в тех случаях, когда подается от лица прочих героев. И все же A-1 Pictures подсмотрела прием у манги по Progressive и сделала основным персонажем Асуну. Зачем? Можно, конечно, с подозрением посмотреть в сторону современных веяний с Запада. Или обратиться к более простому объяснению: по большому счету все это уже успели показать в первых сериях аниме, пусть и не в таких деталях. Потому студия и решила освежить подачу. С этой же целью, надо полагать, в историю добавили оригинального персонажа Мито — одноклассницу и подругу Асуны, которая и затащила будущую Молнию в смертельную игру. Девушка испытывает вину, опекает Асуну и частично подменяет собой нашего Черного Мечника.

А это уже посягательство на канон, причем очень грубое и неуместное. Неужели тянок в гареме мало? Можно ведь было просто уделить побольше времени Арго. Да, канон в Progressive немного прихрамывает в свете столь раннего и тесного знакомства Кирито и Асуны со всем вытекающим фансервисом, но это не повод. Всегда можно вырулить на то, что битер-одиночка в какой-то момент оттолкнул подругу, чтобы не мешать ей расти над собой. Такой ход худо-бедно впишется в канву основной серии. Логичным было бы предположить, что Мито сольют в первом же фильме, но не тут-то было — отсебятина затянулась.

Нет, все положенные элементы, включая фансервис с Асуной в ванне на месте, а собственные изыски сценаристов вписаны достаточно грамотно. Первая часть — филлер средней руки про героиню в реальном мире и ее первые шаги вместе с подругой, которую вполне можно было в определенный момент выпилить и перейти к основной программе. Да и вставка не меняет мотивации Асуны на момент встречи с Кирито, который все также вытягивает девушку из пучины отчаяния и апатии и заставляет наслаждаться жизнью в Айнкраде. Если подумать, то не обремененный знакомством с оригиналом зритель может и не заметить подвоха, зато фанатов каждое появление Мито напрягает.

А дальше будет лишь хуже, ведь владелицу косы из числа бета-тестеров SAO придется периодически и под сомнительными предлогами изымать из действа, чтобы оставить Асуну и Кирито наедине. Или нет, с подачи авторов ленты Мито подпортила своим участием финальный бой с лордом кобольдов Иллфэнгом, боссом первого уровня. И это уже раздражает. Впрочем, у «Арии беззвездной ночи» есть и другой весомый минус, характерный для подобных фильмов, дополняющих сериалы (этого не избежал и «Истребитель демонов: Kimetsu no Yaiba – Поезд “Бесконечный”»): истории просто не хватает масштаба и размаха для полного метра. Ни какой-то стоящей движухи, ни эпичных баталий, так что смотреть на подобное в кинотеатрах попросту нет смысла. Причем у Ordinal Scale такой проблемы как раз не было. 

Так что в общем и целом вышло вполне недурно, хотя могло быть и лучше. Отдельного порицания A-1 Pictures заслужила за игнорирование сколь короткого, столь и важного рассказа «Первый день», посвященного тому, как Кирито получил свой «Закаленный меч». Могли бы хоть OVA выпустить. Кстати, именно этот сюжет лег в основу филлерной части картины.

Японская студия собой довольна: едва отгремела премьера, как было анонсировано продолжение — «Скерцо мрачных сумерек». Эта глава истории посвящена попытке Веселого гроба стравить две ведущие на тот момент гильдии, Отряд освобождения Айнкрада и Бригаду рыцарей дракона. Вот только A-1 Pictures перескочила сразу на пятый этаж, пропустив приличный и интересный кусок про продвинутого NPC по имени Кизмель и темных эльфов. Еще одно сомнительное решение, если только в планах нет экранизации «Рондо хрупкого меча», «Концерта Белых и Черных» и «Барколы радужной пены» в виде сериала. Остается надеяться на лучшее. Или просто обратиться к приятному во всех отношениях печатному оригиналу.

P.S. Кирито в опасности! Судя по всему, Кавахаре наскучил и «Ускоренный мир», и SAO (на это в некоторой мере намекает и пока что достаточно блеклая арка Unital Ring): в ноябре в Японии поступит в продажу первый том ранобэ «Гребень демона» — истории про шестиклашек в мире, где спустя десять лет первая игра с полным погружением Actual Magic перемешалась с реальностью. Причем книга оригинальная, а не уходящая корнями в веб-публикации. Надо полагать, анонс аниме тоже не заставит себя долго ждать. Хотя, если история окажется годной…

lostanime
ОБЗОРЫ АНИМЕ

Leave a Comment